Кто такой анкетер: суть профессии, навыки, личные качества и как им стать

Приветствую всех гостей моего блога! Всевозможные опросы плотно вошли в нашу жизнь. Это экзаменационные тесты, сбор анамнеза врачом, анкетирование при приеме на работу и так далее. Каждый из нас так или иначе сталкивался с социологическими опросами и всевозможными маркетинговыми исследованиями. Сегодня я предлагаю разобраться, кто такой анкетер и какую роль играет этот человек в организации опросов.

Мы пристально присмотримся к специфике деятельности анкетера, разберемся, в каких отраслях человеческой деятельности он особенно востребован, коснемся качеств, необходимых классному специалисту. Возможно, вам понравится эта работа и вы рассмотрите ее в качестве этапа подготовки к более серьезной и высокооплачиваемой профессиональной деятельности.

Кто такой анкетер

Суть работы

Анкетер – это специалист, проводящий анкетные опросы. Он действует исключительно по инструкции и готовому опросному листу, составленному другими специалистами (менеджерами, социологами и так далее).

В отличие от интервьюера, анкетер не проводит очную беседу с каждым участником опроса, а просто предлагает заполнить бланк опросника. Он может дать некоторые разъяснения о правилах анкетирования, ответить на технические вопросы респондентов. Однако анкетер не имеет права задавать наводящие вопросы и каким-то образом влиять на мнение участников опроса.

Анкетеры востребованы во многих областях нашей жизни. Основная сфера применения – социология. Опросы позволяют определить картину общества в целом, отдельных профессиональных и социальных групп и так далее.

Необходимы подобные специалисты и в маркетинге: анкетирование способно дать более четкую и пригодную для анализа информацию, чем те же фокус-группы и прочие методы маркетинговых исследований. Анкетеры, работающие в сфере маркетинга, зачастую являются многопрофильными промоутерами, то есть специалистами по прямой рекламе товаров и услуг.

Анкетеры в классическом варианте имеют дело с печатными опросными листами. Во время инструктажа они получают бланки опросов, инструкции по их заполнению и указания по месту проведения анкетирования.

Специалист является связующим звеном между заказчиком услуги и респондентами. Он должен быть абсолютно нейтральным, но уметь создать благоприятную атмосферу и обеспечить возврат заполненных бланков. Ему категорически запрещается высказывать собственное мнение, торопить респондентов или каким-то образом влиять на ответы.

Итак, схема работы среднестатистического анкетера выглядит примерно так:

  • прохождение инструктажа;
  • прибытие на место опроса;
  • раздача опросных листов;
  • инструктирование респондентов относительно правил заполнения бланков;
  • сбор заполненных листов;
  • сдача отчетной документации (маршрутного листа, собственно отчета и заполненных бланков).

Анкетер не принимает участия в анализе собранной информации – это делают специалисты-аналитики более высокой квалификации.

Необходимые качества

Особые узкопрофильные качества анкетеру не требуются, упор делается на общечеловеческие. Хороший специалист должен быть:

  • Коммуникабельным. Придется много общаться с респондентами. До них нужно донести правила заполнения листов в краткой и доступной форме, ответить на вопросы.
  • Стрессоустойчивым. Не всегда люди горят желанием отвечать на вопросы. Иногда могут и отказаться в крайне грубой форме.
  • Физически подготовленным. Это отнюдь не сидячая работа, много времени приходится проводить на ногах.
  • Обладающим организаторскими способностями. Нужно организовать группу респондентов и направить ее энергию в позитивное русло, не допустить толчеи при сдаче бланков.
  • Владеющим азами психологии. Это пригодится для создания доброжелательной атмосферы, необходимой для получения объективных данных.

Как стать анкетером

Работа анкетером

Анкетеры – это обычно люди без профильного образования. Зачастую таким образом подрабатывают студенты: будущие маркетологи, социологи, психологи и прочие. Специальная профессиональная подготовка не проводится.

Иногда компании, специализирующиеся на социологических и маркетинговых исследованиях, набирают анкетеров в штат по объявлениям на собственных сайтах, но чаще это разовая работа. Прослушал инструктаж, провел анкетирование, сдал документы – получил оговоренную сумму.

Объявления о поиске подобных специалистов иногда появляются на биржах фриланса и сайтах-агрегаторах вакансий. Требования к соискателям минимальные, так что шанс есть у каждого. Правда, и оплата труда не слишком завидная, но для студентов профильных вузов это неплохая подготовка «в поле» к будущей профессии. «Пощупать» аудиторию лично, да еще и получить за это вознаграждение – дорогого стоит.

Онлайн-анкетирование

Существуют специальные сайты, специализирующиеся на проведении опросов онлайн. Это Survey Harbor, YouThink, Анкетка, Iberia System, Экспертное Мнение – десятки отечественных и зарубежных площадок-опросников различного масштаба.

При таком подходе персона анкетера полностью обезличена – в качестве такового выступает сама система. Это позволяет поставить всех респондентов в одинаковые условия, полностью исключить влияние человеческого фактора и получить действительно объективные данные.

Заказчики размещают всевозможные опросы, система отбирает подходящих респондентов из числа зарегистрированных в ней пользователей. Информация о доступных опросах высылается потенциальным респондентам и размещается в их личных кабинетах. Пользователи заполняют анкеты, за что и получают вознаграждение в денежном или ином приятном воплощении (призах, бонусах, скидках и так далее).

Быть может, анкетер – это не работа мечты. Но это достойная подработка для коммуникабельной, энергичной и целеустремленной молодежи, нацеленной на работу с людьми вообще и деятельность в области социологии, психологии или маркетинга в частности.

Анатолий Волошин/ автор статьи

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: