Опрос – что это такое, классификация и сферы применения

Приветствую всех, кто заглянул на огонек моего блога. Сегодня я хочу поговорить об одном из методов исследований, прочно вошедших в нашу жизнь в последние годы. В этой публикации я хочу рассказать вам, что такое опрос, затронуть классификацию и сферу применения этого метода. На самом деле, всевозможные опросы встречаются в нашей жизни значительно чаще и влияют на нее сильнее, чем кажется на первый взгляд.

По ходу статьи мы вскользь коснемся социологических, маркетинговых и психологических исследований, поговорим о различных видах опросов. И, конечно, затронем платные интернет-опросы, за прохождение которых можно получать приятное вознаграждение. Пусть это не огромные деньги, но хоть какая-то финансовая поддержка. Поехали?

Опрос – что это

Определение термина

Опрос – это метод сбора какой-либо информации, важной для исследования. Его неотъемлемой частью является разработка системы вопросов в соответствии с поставленными целями. Второй важный момент – правильный отбор респондентов, относящихся к целевой аудитории. И, конечно, необходимо создать условия, в которых людям захочется отвечать на поставленные вопросы.

Предположим, что вам нужно узнать мнение потребительской аудитории об определенном наименовании детского питания. Составляется перечень четко сформулированных вопросов, отбираются респонденты среди молодых родителей. А вот далее возможны варианты: вопросы задают лично, по телефону, в письменной форме, онлайн и так далее. Главное – накопить достаточно данных для систематизации и использования в обобщенном виде.

Яркий пример опроса – перепись населения. Люди по всей стране отвечают на вопросы переписчиков, анкета каждого поступает в центр обработки, ответы систематизируются, и вырисовывается картина общества в целом. Отсюда мы узнаем не только количество жителей нашей страны, но и получаем более конкретные данные: сколько из нас мужчин и женщин, людей с высшим образованием, пенсионеров, владельцев автомобилей и дач и так далее.

Следует осознать отличие опроса от беседы. В первом случае стоит задача получить стандартизированные данные, пригодные для обработки и использования в обобщенном виде, во втором – имеет значение личность конкретного респондента: его мнение, мысли, желания и так далее.

Опросы в маркетинге и не только

Сложно назвать сферу жизни общества, где не использовался бы сей действенный метод исследования. Первую и основную сферу мы уже обозначили, говоря о переписи населения: социология. Опросы в различных формах – это основной метод социологических исследований.

Но это далеко не все. Этот метод широко используется в педагогике, психологии, медицине, журналистике и прочих отраслях знаний, имеющих отношение к человеку и обществу в целом.

В последние десятилетия подобные методы стали широко использоваться и в маркетинге. Маркетологи осознали эффективность этого метода в приложении к многим интересующим их вопросам: сегментированию целевой аудитории, изучению потребительских интересов, брендированию, формированию имиджа компаний, исследованию мнений потребителей относительно товаров и услуг (наименований, свойств и иных характеристик).

Маркетологи выбирают качественные или количественные методы в зависимости от целей исследований, но обычно они используются в совокупности. Разного рода массовые опросы – несомненные фавориты среди количественных методов исследований. А вот глубинные интервью и фокус-группы дают уже качественную информацию.

Давно выяснено, что опросы – один из самых доступных и информативных методов исследований, посему без них сейчас не обходится ни одна более-менее солидная компания. Крупные корпорации проводят подобные исследования самостоятельно (штат маркетологов это позволяет), компании поменьше – заказывают услуги такого рода в различных организациях, занимающихся социологическими и маркетинговыми исследованиями.

Классификация опросов

Разновидности опросов

Единой классификации опросов попросту не существует – ученые предлагают различные подходы. Тем не менее, попробуем внести некоторую ясность и в этот вопрос.

Итак, опросы можно классифицировать по:

  • Типу. По сути, выделяются два основных типа: анкетирование и интервью. В анкетном опросе используются специально заготовленные перечни вопросов, на которые респонденты отвечают в письменной форме, а интервью предполагает личную беседу с опрашиваемым.
  • Способу распространения и месту проведения. Если речь идет об интервью, оно может проводиться лично (по месту жительства или работы, в точках концентрации ЦА и так далее), по телефону либо видеосвязи. А вот анкеты могут распространяться как угодно: раздаваться лично в руки, высылаться по почте или в мессенджерах, размещаться в СМИ, публиковаться в Интернете и так далее.
  • Числу опрашиваемых. Опросы могут быть как индивидуальными, так и групповыми, причем размер группы определяется лишь целями и бюджетом заказчика или организатора исследования.
  • Степени анонимности. Исследование может быть анонимным либо с указанием личных данных респондентов. Но нужно понимать, что даже во втором случае данные будут использоваться в обобщенном виде.
  • Стандартизации. В анкету могут быть включены исключительно стандартные вопросы, требующие однозначного ответа (часто – выбора одной или нескольких позиций). Нестандартизированная форма подразумевает вербальные ответы на вопросы. Во втором случае обработка результатов более затруднительна, но имеется возможность собрать не только количественные, но и качественные данные.
  • Степени компетентности респондентов. Опрос может быть массовым либо экспертным. Например, анкета для исследования мнений по поводу нового лекарственного препарата не может быть одинаковой для врачей и их пациентов.
  • Наличию вознаграждения. Респонденты могут отвечать на вопросы за деньги (или иное вознаграждение) либо безвозмездно.

Классификация эта далеко не исчерпывающая. К тому же, существуют специфические формы исследований, актуальные для отдельных видов деятельности. Например, метод фронтального опроса используется исключительно в педагогике с целью проверки степени усвоения материала большой группой учащихся.

Интернет-опросы

В последние годы все большей популярностью пользуются интернет-опросы. Опция «Создать опрос» имеется во многих крупных соцсетях. Всевозможные анкеты размещаются на сайтах: люди задерживаются, чтобы высказать свое мнение, ответив на вопросы, рейтинг ресурса в поисковых системах автоматически растет, а владелец получает необходимую информацию абсолютно бесплатно.

Тем не менее, существует реальная возможность заработать на опросах кое-какие деньги либо получить другие бонусы (например, скидки на приобретение товаров).

Для этого нужно зарегистрироваться на специальной площадке типа YouThink, «Анкетка», Survey Harbor, «Экспертное Мнение» и так далее. Таких сайтов-опросников в интернете множество – число крупных площадок исчисляется десятками. И все они готовы вознаграждать за высказанное пользователями мнение относительно брендов, товаров, услуг, личных предпочтений и так далее.

Принцип прост: компании-заказчики размещают анкеты с перечнем вопросов, касающихся интересующих их моментов. Система отбирает подходящих онлайн-респондентов по информации из профилей и предлагает им поучаствовать в анкетировании.

Любой из отобранных респондентов может принять участие в опросе и высказать собственное мнение. Компания заказчик получает необходимую информацию, респондент – некое вознаграждение. В результате довольны обе стороны.

Так что с опросами каждый из нас сталкивается регулярно, хочет он того или нет. Можно, конечно, не участвовать во многих из них, но некоторых избежать определенно не получится. И это вряд ли изменится в ближайшее время: несмотря на изобретение новых технологий маркетинговых исследований, опросы остаются одним из самых эффективных методов изучения аудитории.

Надеюсь, в ходе знакомства с публикацией вы получили общее представление об опросах, их классификации и сфере применения. Спасибо, что нашли время на прочтение статьи!

Анатолий Волошин/ автор статьи

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: