Приветствую вас, гости моего сайта. Сегодня я постараюсь рассказать вам еще об одном понятии, пусть и нечасто встречающемся в профессиональных лексиконах, но использующемся в бытовом общении. Предмет нашего разговора – что такое вопросник и насколько оправдано употребление этого слова в различных сферах жизни.
[adv1]
Я постараюсь раскрыть тему предельно доходчиво и кратко, используя общепринятую лексику. Надеюсь, что вы вынесете из моей публикации максимум информации, которая пойдет вам на пользу: как минимум – расширит кругозор, как максимум – придаст нужное направление размышлениям о пополнении собственного бюджета.
Определение понятия
Начнем с главного – определения понятия. Как нетрудно догадаться, вопросник – это некий перечень вопросов. Это слово в русском языке используется достаточно редко, его заменяют синонимы: опросник, анкета и так далее. По сути, это одно и то же – значения этих терминов практически тождественны.
В этом смысле вопросник можно назвать инструментом некоего исследования (чаще всего, опроса). Интервьюеры или анкетеры задают вопросы согласно опроснику, респонденты на них отвечают. Причем физическая персона анкетера присутствует далеко не всегда, особенно если речь идет, например, об интернет-опросах.
Вопросники (опросники) могут существовать в различных видах, например:
- Письменном. Вопросники распечатываются на бумаге и распространяются среди представителей ЦА. Их могут раздавать прямо в руки, рассылать по почте, раскладывать по почтовым ящикам.
- Устном. Анкетер задает вопросы устно (лично или по телефону), респондент точно так же голосом и отвечает. Тут имеется некоторое внешнее противоречие: вопросы-то все равно где-то зафиксированы.
- Электронном. Это касается анкет на различных сайтах, форумах, в соцсетях. А есть и специальные площадки, заточенные под проведение анкетирования.
Вопросы для подобных опросов подбираются не хаотично, а в соответствии с неким планом, отвечающим целям исследования. Их систему разрабатывает специалист в конкретной области: социологии, маркетинге и так далее.
Где используются вопросники?
Вопросники используются в нашей жизни практически повсеместно. Приходите на родительское собрание в школе – и вам выдают листочек с перечнем вопросов, на которые нужно ответить. Являетесь на прием в поликлинику – и врач собирает анамнез, задавая вам вопросы согласно общепринятому протоколу. В банках та же картина – вы наверняка это знаете, если хоть раз пытались получить кредит.
Опрос как метод исследования чаще всего применяется в социологии. Помните всевозможные опросы общественного мнения и пресловутую перепись населения, когда за один раз приходится отвечать на десятки вопросов?
Нельзя забывать и про маркетинг, где всевозможные анкетирования составляют основу изучения различных направлений ввиду простоты и финансовой доступности. Они применяются при анализе и таргетинге целевой аудитории, изучении потребительских интересов, исследовании отношения к конкретному бренду или товару и так далее.
Более того: опросы могут быть не только прямыми, но и скрытыми. Этот метод часто используется в психологии. Вопросы психолога бывают очень размытыми и, на первый взгляд, далекими от целей исследования, однако при анализе ответов хороший специалист получает полную картину проблемы. И, конечно, подбирает пути ее оптимального решения. Впрочем, скрытые опросы применяются и в маркетинге: они не так раздражают респондентов, как прямые вопросы, так сказать, в лоб.
[adv2]
Если учесть, что вопросником можно назвать практически любой систематизированный перечень вопросов, то сфера его применения расширяется до необозримых пределов. Ведь тогда к этой категории можно отнести и разного рода тесты и учебные задания – от ЦТ до сдачи экзаменов на право управления транспортным средством, то есть, на водительское удостоверение.
Базовая структура
Классика опросного жанра – письменное анкетирование. Если оно используется в рамках серьезного социологического исследования, то и вопросник должен соответствовать установленным стандартам. Это касается, прежде всего, его структуры.
Классическая структура анкеты-вопросника выглядит следующим образом:
- Вводная часть. Здесь обычно размещаются сведения о целях и задачах исследования, его важности и значимости для общества и конкретно респондента, а также разъясняется порядок заполнения анкеты.
- Основная часть. Собственно говоря, это самая важная часть, ради которой все и затевается. В ней размещаются вопросы, тщательно систематизированные и сформулированные в соответствии с целями исследования.
- Паспортичка. Это социально-демографический блок, в который вносится основная информация о респонденте (пол, социальный статус, семейное положение, регион проживания и так далее).
- Заключение. Этот блок присутствует в анкетах не всегда. Но при его наличии в нем содержится благодарность за заполнение вопросника, заверения в конфиденциальности и так далее.
Типы вопросов
Типология вопросов для анкеты – это предмет отдельного и достаточно долгого разговора. Поэтому ограничусь основными моментами:
- Структура. Открытые (свой вариант), закрытые (выбор из предложенного), полузакрытые (можно выбрать из предложенных вариантов или дать собственный ответ).
- Конструкция. Это касается преимущественно закрытых вопросов. Они могут быть дихтомическими (да/нет), альтернативными (выбор одного варианта из нескольких предложенных), поливариантными (выбор нескольких вариантов из списка).
- Содержание и назначение. По этому признаку вопросы дифференцируются на основные (по предмету исследования), вводные (чтобы погрузить респондента в тему исследования), фильтрующие (определяющие компетентность), контрольные (для анализа объективности) и так далее.
Сайты-опросники как способ заработка
В интернете существуют специальные сайты-опросники, заточенные под онлайн-анкетирование респондентов. Отвечая на предложенные вопросы, любой человек может заработать некоторую сумму денег. Не слишком большую, но разве когда-нибудь заработок был лишним?
Надеюсь, что после прочтения моей статьи вы не только поняли, что такое вопросник, но и расширили собственный кругозор. Следите за моими публикациями – обещаю много нового и интересного!