Кто такой интервьюируемый: определение термина, сферы деятельности, классификация опрашиваемых и особенности онлайн-интервью

Добрый день, уважаемые посетители моего ресурса. Сегодня мы продолжаем беседу об опросах и всем, что с ними связано. Эта тема очень актуальна, ведь в той или иной степени каждый из нас периодически участвует в опросах, а некоторые даже получают за это небольшое, но приятное вознаграждение.


В этой публикации я хочу вам рассказать о том, кто такой интервьюируемый. Мы познакомимся с определением этого термина, проследим его связь с интервьюером и посмотрим, кто и когда может получить вознаграждение в приложении к этому виду деятельности.

Кто такой интервьюируемый

Определение термина

Интервью – это беседа двоих или более человек, преследующая определенную цель. То есть, это не бытовой разговор «просто поболтать», а целенаправленная последовательность вопросов и ответов на определенную тему.

Интервьюер, то есть, лицо, задающее вопросы, как правило, является профессионалом в определенной сфере (журналистике, маркетинге, HR и так далее). Обычно он работает за вознаграждение либо из каких-либо других четко обозначенных побуждений (чтобы повысить свою популярность, очертить гражданскую позицию и так далее).

Интервьюируемый (или респондент) – это человек, который отвечает на вопросы интервьюера. Его ответы могут оплачиваться (особенно если речь идет о какой-нибудь знаменитости или уверенном эксперте в определенной сфере), но чаще респондент получает иные бонусы или участвует в интервью безвозмездно. Исключение – оплачиваемое онлайн-анкетирование.

Сфера деятельности

Большинство людей воспринимают интервью как неотъемлемую часть журналистской деятельности. Отчасти это верно, но не совсем: профессионалы знают, что это один из самых сложных журналистских жанров, доступный далеко не всем.

Нужно знать, как разговорить человека, который, быть может, и дал согласие на беседу, но не склонен общаться откровенно на щекотливые темы. А вызвать на разговор какую-нибудь знаменитость или политика высокого уровня – вообще высший пилотаж!

Еще один момент: интервьюируемым может стать не только собеседник профессионального журналиста. Например, можно дать интервью блогеру любой степени крутости или собственному другу, занимающемуся в кружке юных журналистов.

Идем дальше. Следующая сфера, где вы можете ощутить себя интервьюируемым – это HR, а конкретнее прием на работу. Специалист-кадровик изучает ваше резюме, в худшем случае забывает о нем, в лучшем – приглашает вас на очную встречу для собеседования (интервью). От его результатов зависит ваша дальнейшая профессиональная карьера, ведь это не интервью в общепринятом смысле этого слова, а, скорее, маленький экзамен на профпригодность.

Интервью существует и как метод маркетингового или социологического исследования. Вас наверняка неоднократно опрашивали на улице или по телефону с целью выяснить ваше отношение к тому или иному социальному явлению, действующей власти, товару, услуге и так далее. Правда, в данном случае полученная информация используется в обобщенном виде: мнение конкретной личности имеет минимальное значение.

Собственно говоря, можно стать интервьюируемым в любой момент: при посещении поликлиники, родительского собрания, муниципального учреждения. И даже не выходя из дома, говоря по телефону! Словом, всегда, когда вы выходите на общение с людьми, преследующими профессиональные интересы.

Типы интервьюируемых

Например, в журналистике и блогинге всех интервьюируемых можно условно разделить на три основных типа:

  • Эксперты. Это люди, компетентные в какой-то сфере: экономике, политике, медицине и так далее. Причем сфера экспертности может быть предельно узкой, например, кондиционеры определенной марки или кормление щенков бультерьера.
  • Знаменитости. Самая сложная и избалованная категория интервьюируемых. Как правило, знаменитости предъявляют высочайшие требования к персоне оппонента: он должен представлять авторитетное издание или канал, не задавать неудобных вопросов и всячески способствовать популярности интервьюируемого.
  • Обычные люди. Вообще-то, обычных людей не бывает: каждый из нас в чем-то уникален. Кто-то собрал интересную коллекцию марок, другой занимается волонтерством в приюте для животных, третий выиграл в лотерею кучу денег. Все это может стать предметом интересной беседы с журналистом или блогером. А еще можно стать очевидцем какого-нибудь значимого события – и вашими впечатлениями может заинтересоваться крупное издание или портал.

Интервьюируемых в маркетинге и социологии чаще называют респондентами – согласитесь, это менее громоздкое и более благозвучное слово. И что интересно: как правило, респондентами в данном случае являются обычные люди, не претендующие на экспертность или широкую известность. В идеале это типичные представители целевой аудитории.


Это не значит, что эксперт, допустим, в сфере кибербезопасности, не может участвовать в социологическом исследовании. Просто его профессиональные компетенции в данном случае, скорей всего, останутся за кадром. Если, конечно, не проводится целевое исследование среди сотрудников сферы кибербезопасности, но и там его мнение будет лишь одним среди многих.

Социологические и маркетинговые интервью, как правило, содержат вопросы, требующие не слишком развернутых ответов. Результаты систематизируются и используются в обобщенном виде, то есть переводятся в обезличенную форму цифр, графиков и так далее.

Интервью и опросы в интернете

В интернете нередко можно увидеть и почитать классические интервью: на YouTube, новостных порталах, СМИ и так далее. Но там в качестве интервьюируемых выступают преимущественно эксперты и знаменитости, пусть и прославившиеся случайно.

Но это не значит, что мнение обычных людей никого не интересует. Более того: за него порой готовы платить небольшие, но совсем не лишние деньги. Я говорю о сайтах-опросниках, где может зарегистрироваться любой желающий.

Участники сервиса получают доступ к онлайн-анкетам, они отвечают на вопросы и получают за это вознаграждение. Вопросы касаются преимущественно товаров и услуг, так что ответы на них не требуют каких-либо знаний или профессиональных компетенций.

Надеюсь, вы внимательно прочли эту небольшую публикацию и теперь значение слова «интервьюируемый» для вас понятно. До новых встреч!

Анатолий Волошин/ автор статьи

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: