Кто такой интервьюер

Приветствую всех, почтивших вниманием мой блог, посвященный прохождению опросов и различным видам анкетирования. Сегодня я хочу рассказать вам, кто такой интервьюер. Вместе мы разберемся, кто и зачем берет интервью, каким образом это делает и сколько на этом зарабатывает. Вы узнаете, какими бывают опросы, с какими целями они проводятся, и как получать адекватные честные ответы в любой ситуации.

Сразу скажу: у интервьюера очень интересная работа, предполагающая постоянное общение с людьми и на базовом уровне не требующая особых навыков. Кто знает, быть может вам понравится это направление деятельности и вы решите реализовать в нем свои карьерные амбиции? Итак, приступаем к обзору профессии и знакомимся с ее реалиями!

Интервьюер – кто это

Интервьюер в журналистике и маркетинге

У большинства людей слово «интервью» ассоциируется с журналистикой. Да, представители прессы зачастую встречаются с интересными персонами (преимущественно медийными) и берут у них интервью. Потом это интервью размещают в прессе или сети, транслируют по радио или телевидению – словом, представляют аудитории. А аудиторию в данном случае интересует конкретная персона – ее биография, политические взгляды, всевозможные предпочтения.


Однако в маркетинге интервьюеры – это специалисты, занимающиеся опросами и анкетированием потребительской аудитории, а не конкретной личности. Мнение условного Васи или Саши интересно, но не настолько, чтобы лечь в основу конкретного маркетингового исследования. А вот если таких Саш или Вась сотни или тысячи, они формируют общественное мнение. Результаты опросов анализируются и используются в обобщенном виде. Чем больше число высказавших мнение, тем точнее результат.

Интервьюеры востребованы не только в различных сферах бизнеса, но и в некоммерческих областях: социологии, политологии, общественной деятельности и так далее.

Плюсы и минусы

Это очень интересная и творческая профессия, предполагающая постоянное общение с людьми (личное, сетевое, телефонное). В общем, от однообразия страдать не придется. Можно применить некие актерские навыки, знания психологии, попробовать различные стили коммуникации.

С другой стороны, постоянное общение утомительно, особенно для интроверта. Да и не всегда опрашиваемый характеризуется примерным поведением, так что нужно быть готовым к любому негативу. Некоторые могут послать подальше простым русским словом не только по телефону, но и при личной беседе.

История профессии

Это достаточно молодая профессия: первые интервьюеры появились примерно в 30-х годах минувшего столетия, ожидаемо в США, вышедших из экономической депрессии. Правда, тогда массовые опросы были еще не в ходу: интервьюеру достаточно было беседы с человеком, которого он считал достойным доверия. Понятно, ни о какой объективности речи не шло.

Позже интервьюеры стали стремиться к этакой «невидимости»: считалось, что можно добиться максимальной объективности, лишь став неким автоматом для задавания вопросов. Но опрашиваемый все равно воспринимал интервьюера как собеседника, что приводило к значительным погрешностям. И что самое интересное: одни и те же люди при опросе разными интервьюерами давали различные ответы.

Только ближе к концу прошлого столетия при прослушивании записей интервью выяснилось, что доверять опросы случайным людям, как минимум, не рационально. Опрашивать нужно уметь, потому что респонденты так или иначе реагируют на личность собеседника. Поэтому разумные компании стали готовить собственных специалистов, вводя их в штат отделов маркетинга, либо нанимать профессионалов в организациях, специализирующихся на опросах общественного мнения.

Личность интервьюера не просматривается, разве что, при интернет-опросах. Существуют специальные площадки для изучения общественного мнения и потребительских интересов (например, YouThink, Анкетка, Survey Harbor и прочие). Там размещаются различные опросы, в которых могут принимать участие зарегистрированные пользователи. За участие в опросе (заполнение анкеты) пусть и немного, зато исправно платят.

Сфера обязанностей интервьюера

Профессия интервьюер

Среди основных обязанностей интервьюера стоит выделить:

  • Адресно-маршрутные опросы. Специалист получает лист с адресами, лично объезжает респондентов и опрашивает их. Многих не оказывается дома, некоторые просто не открывают дверь.
  • Телефонные опросы. Этим обычно занимаются подготовленные сотрудники корпоративных колл-центров. Физически это проще, однако есть нюанс: процент отказа от участия в опросе очень велик. Некоторые респонденты ссылаются на занятость, прочие без слов обрывают связь.
  • Интервью на улицах. В данном случае интервьюер останавливает прохожих и предлагает им поучаствовать в опросе. Естественно, люди спешат, так что целесообразно «приставать» только к прогуливающимся – это определяется визуально.
  • Холл-тестирование. Это вид маркетингового исследования, обычно проводящегося в формате фокус-группы. Респондентов объединяют в одном помещении, предоставляют им продукт, а они должны оценить его с точки зрения наименования, упаковки, внешнего вида, функционала и так далее. По результатам может быть проведено анкетирование.
  • Опросы в местах локализации ЦА. Например, можно проводить опросы в торговых точках, у кинотеатров или в актовых залах учреждений.
  • Предоставление отчетов. Отчеты предоставляются обычно в виде заполненных анкет, аудио- или видеозаписей. Иногда используются специальные мобильные приложения, что существенно упрощает процесс.

Составлением опросных листов и аналитикой интервьюеры обычно не занимаются: это работа для маркетологов.

Проблематика деятельности

Основные проблемы в деятельности интервьюера состоят в следующем:

  • Сбор репрезентативной выборки. Далеко не всегда удается опросить достаточно представителей ЦА. Если перед интервьюером поставлена задача опросить, допустим, аудиторию байкеров по поводу характеристик шлема, вряд ли он «наловит» достаточно представителей ЦА прямо на улице.
  • Соблюдение оптимального ритма. Доказано, что при быстром темпе опроса респонденты настраиваются на положительные ответы, совпадающие с общественным мнением. Все просто: гораздо легче сказать «да», чем подбирать аргументы для отрицательного ответа.
  • Осознание респондентом смысла происходящего. Иногда опрашиваемый вообще не понимает, что происходит, и входит в этакий ступор. Нужно добиться, чтобы он осознал происходящее.
  • Выведение на диалог. Зачастую потенциальные респонденты просто хотят, чтобы от них отстали, и на все вопросы отвечают: «я не знаю», «я тороплюсь». Задача интервьюера – удержать внимание человека хотя бы на минуту. После этого он в 99% случаев пойдет на диалог.
  • Коррекция ответов в сторону однозначности. Интервьюер должен наводящими вопросами склонить респондента к однозначному ответу, но без всякого давления.

Профессиональные качества

Качества и навыки интервьюера

Среди качеств, необходимых классному специалисту, особо важны:

  • Хорошие навыки коммуникации. Специалист должен уметь общаться со всеми возможными категориями ЦА: от научных работников до молодых мамочек.
  • Правильная речь. Дефекты речи и неумение строить фразы способны стать серьезной помехой в работе. Лучше выбрать иную сферу деятельности, не связанную с непосредственным общением с аудиторией.
  • Стрессоустойчивость. Об этом уже было сказано не раз: следует быть готовым как к отказам от анкетирования, так и резкому негативу. Проявлять эмоции и высказывать оценочные суждения категорически запрещается!
  • Знание основ психологии. Интервьюер должен уметь настроить респондента на беседу, удержать его внимание, увидеть, когда тот отвечает «на отцепись» и попытаться вывести его на искренность. Без знания психологии сие невозможно.
  • Презентабельный внешний вид. Вряд ли респонденту будет приятно беседовать с явно неопрятным и дурно пахнущим человеком. Но при этом важна нейтральность: специалист должен располагаться вне социальных групп и течений хотя бы визуально.
  • Хорошая физическая форма. Интервьюеры, работающие на очных опросах, за день проходят многие десятки километров. Иногда адреса расположены в разных концах города. Естественно, служебного транспорта им никто не предоставляет.

Обучение

Небольшие компании зачастую набирают интервьюеров чуть ли не с улицы. Это достаточно популярная подработка среди студентов любого профиля. Зачастую подобные вакансии размещаются на биржах фриланса, причем никаких компетенций от претендентов не требуется.


Собственно профессии интервьюера в вузах не обучают, однако эта сфера осваивается в ходе обучения по специальности «Социология». Можно получить соответствующие знания и в рамках подготовки маркетологов.

В принципе, диплом о высшем образовании для выполнения должностных обязанностей не обязателен. Можно пройти программу обучения непосредственно в компании, набирающей интервьюеров для собственных маркетинговых исследований. Иногда ведущие социологи организуют собственные курсы обучения, где делятся собственными прикладными знаниями и опытом.

Трудоустройство и зарплата

В России есть несколько крупных организаций, занимающихся исследованием общественного мнения. Однако маркетинговой аналитики они не производят: их сфера – политика, экономика, общественное мнение.

Интервьюеров набирают и крупные компании, проводящие маркетинговые исследования для собственных целей. Зачастую это временная работа, на несколько дней, неделю, месяц. В таких случаях обычно платят сдельно, по количеству заполненных анкет (100-300 рублей за штуку, в зависимости от количества опросов и вида исследования). В точке дислокации ЦА можно за день провести и сотню анкетирований, а при адресных разъездах – с десяток-полтора.

Зарплата интервьюера, состоящего в штате маркетингового отдела компании или агентства, специализирующегося на подобных исследованиях, зависит от геолокации и щедрости непосредственного работодателя. Сумма в 20-30 тысяч рублей в месяц для старта считается нормальной.

Профессиональные интервьюеры в крупных городах зарабатывают 35-50 тысяч рублей. Если специалист владеет дополнительными компетенциями (например, является дипломированным маркетологом и выполняет еще и аналитическую работу), он может рассчитывать на вознаграждение в 40-70 тысяч рублей. В небольших городах интервьюеры не столь востребованы, работу найти значительно сложнее.

Советы начинающим

Советы начинающим интервьюерам

В конце нашей беседы я хотел бы предложить вам несколько практических рекомендаций:

  • При трудоустройстве обращайте внимание на возмещение накладных расходов. Интервьюер много перемещается по городу, посему разумно оговорить с работодателем возмещение расходов на общественный транспорт. Некоторые оплачивают даже амортизационный износ одежды и обуви! Все эти условия следует уточнять «на берегу»: постфактум возмещения вы точно не добьетесь.
  • Рассматривайте интервьюирование как ступень в карьерной лестнице. Мало кто задерживается в этой профессии на всю жизнь: это тяжело физически и морально. Посему амбициозным людям я рекомендую получить высшее образование и продвигаться далее в сфере социологии или маркетинга. Как минимум, можно дослужиться до начальника отдела даже при средних способностях. Если профильного образования нет, а амбиции отсутствуют как таковые, можно перейти с «полевой» работы на сидячую. Например, устроиться в соответствующий колл-центр.
  • Не идите против своей природы. Интровертам и социофобам подобная деятельность прямо противопоказана. Если вам претит постоянное общение с людьми, лучше попробовать себя в другой сфере. Даже в сети можно найти немало направлений, где общение с заказчиком (работодателем) сводится к минимуму или вовсе отсутствует.

Желаю удачи, будущие интервьюеры! Пусть респонденты будут контактными, а работодатели – щедрыми!

Анатолий Волошин/ автор статьи

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: