Приветствую всех, кто нашел немного времени для посещения моего ресурса. Надеюсь, что вы выделите и пару минут на чтение этой небольшой публикации. В ней я расскажу о том, кто такой опрашиваемый и в каких случаях уместно употреблять этот термин.
Казалось бы, чего тут сложного: смысл этого понятия очевиден для любого носителя русского языка. Но это не совсем так: даже у самых понятных слов существуют оттенки значений, которые проявляются при применении их к различным областям человеческой деятельности.
Понятие «опрашиваемый»?
Термин «опрашиваемый» этимологически восходит к слову «опрос». Так называют первичный метод сбора информации – так сказать, ответы на вопросы из первых рук. Во многих областях исследований с помощью опроса получают до 90% сведений!
В опросе всегда участвуют минимум две стороны – одна задает вопросы, другая отвечает. Человек, который получает информацию, называется анкетером или интервьюером (реже опросчиком). Очевидно, что человека, которого опрашивают, называют опрашиваемым. Второе название, абсолютный лексический синоним этого слова, в большинстве случаев – респондент. Иногда в том же значении употребляют термин «опрошенный».
Иногда это слово звучит и в привязке к обучению, точнее – оценке его результатов. Так изредка называют участников экзамена или тестирования, но традиционным это значение назвать сложно – чаще употребляется термин «испытуемый».
Следует понимать, что опрашиваемый – это не профессия, а, так сказать, ситуационная роль. Каждый из нас играет ее бессчетное количество раз, даже не задумываясь о терминологии. Мы можем побывать в этой ипостаси при посещении врача или родительского собрания, участии в соцопросе или переписи населения.
Но нужно понимать, что не каждый раз, отвечая на вопросы, мы превращаемся в опрашиваемых. Если ваш собеседник не преследует цель профессионального сбора данных для анализа, значит, вы в данный момент в эту категорию не попадаете. Болтая с подружкой, развлекаясь заполнением шуточных анкет в соцсетях, отвечая на вопросы из кроссворда, вы опрашиваемым не станете. Во всяком случае, в классическом значении этого слова.
Сфера применения
Опросы применяются, прежде всего, в социологических исследованиях. Они могут существовать в различных формах – от классических раздаточных анкет и интервью, до исследований в СМИ и интернете.
Важное условие: чтобы получить объективную информацию, в анкетах (печатных, устных, телефонных – не важно) должны быть сведены одинаковые вопросы, касающиеся цели исследования. Они должны быть понятны респондентам без дополнительных пояснений и не допускать двояких толкований.
Во многих случаях участники опроса не обязаны давать точные данные о себе (то есть, они остаются анонимными), а предоставленная ими информация используется в обобщенном виде. Берется репрезентативная или целевая выборка из определенного количества респондентов, им задаются одинаковые вопросы, результаты анализируются и представляются в виде графиков и цифр.
Зачастую опросы используются и сотрудниками СМИ. Обычно это происходит при подготовке репортажей с места каких-либо событий. Опрашиваются очевидцы, люди, причастные к событию, эксперты в соответствующей области и так далее.
Следующая известная сфера применения опросов – юриспруденция. Этот метод сбора информации широко используют сотрудники правоохранительных органов – участковые инспекторы, оперуполномоченные, следователи и так далее. Здесь, конечно, ни о какой анонимности и обобщенности речи не идет: данные свидетелей и их показания тщательно протоколируются. В дальнейшем они используются для раскрытия правонарушений и преступлений, а также суда.
И последняя, весьма популярная область применения опросов – маркетинговые исследования. Пожалуй, не существует сферы интересов маркетолога, где они не могли бы быть применены. С помощью их анализируют портрет целевой аудитории, изучают потребительские интересы, собирают мнения о товарах, брендах, упаковках и так далее.
Немного о классификации
Классификация респондентов напрямую зависит от вида опроса, в котором они участвуют. Они дифференцируются по нескольким параметрам, например:
- Способу контакта. Это очные и заочные опросы, которые, в свою очередь делятся на телефонные, интернет-исследования, почтовые рассылки и так далее.
- Форме. Вопросы могут быть заданы в устной (интервью) или письменной (анкета) форме. В первом случае огромное значение имеет личность интервьюера.
- Типу опрашиваемых. Могут быть опрошены случайные люди, эксперты, очевидцы события и так далее.
- Месту проведения. При проведении заочных опросов этот момент не принципиален: респонденты отвечают на вопросы в наиболее удобном для себя месте. А вот очные исследования могут проводиться на дому у опрашиваемых, по месту их работы, в местах наибольшего скопления представителей ЦА и так далее.
- Степени охвата. Здесь вариантов очень много. В качестве опрашиваемых может выступать как население целой страны (общенациональная перепись, референдум), так и представители очень узкой группы людей (например, сотрудники одного офиса).
Опрашиваемый в онлайн-опросах
В последнее время широчайшей популярностью пользуются различные интернет-опросы. Существуют даже специальные площадки – сайты-опросники. На данный момент их количество исчисляется десятками – и это только самые крупные и авторитетные!
Там заказчики размещают анкеты по интересующим темам (как правило, касающимся товаров и услуг), а пользователи отвечают на вопросы и получают за это небольшое, но приятное вознаграждение – деньги, бонусы, скидки на приобретение товаров и так далее.
Так что опрашиваемый, как я уже говорил – это не профессия, а ситуационная роль, но немного заработать на этом виде деятельности можно.
Из этой публикации вы узнали, кто такой опрашиваемый и в каких сферах нашей жизни можно встретить этот термин. Надеюсь, эта информация была для вас интересной и сможет принести какую-то пользу в будущем!