Кто такой респондент

Приветствую всех, кто нашел время и желание для посещения моего ресурса! Тема нашей сегодняшней беседы напрямую перекликается с тематикой моего блога, посвященного участию во всевозможных опросах. Я решил рассказать вам, кто такой респондент, и чем занимается сия «загадочная» личность с непонятным названием.

Вы наверняка слышали этот термин с экранов телевидения или читали в сетевых публикациях. Однако возможно, значение этого понятия осталось за рамками вашего восприятия. В конце концов, все знают, кто такой корреспондент – журналист или человек, пишущий письма. Быть может, респондент – это нечто близкое? Разбираемся в терминологии.

Чем занимается респондент

Определение понятия

Корни рассматриваемого нами термина лежат в латинском языке – responsum по-латыни обозначает «ответ». Следовательно, респондент – это человек, отвечающий на какие-то вопросы. Второй участник диалога – это интервьюер, то есть, человек, который эти вопросы респонденту задает.


Персона интервьюера может быть как явной, так и обезличенной. Например, при проведении интернет-опросов в качестве интервьюера выступает система. Она служит связующим звеном между респондентом и заказчиками опросов – коммерческими организациями, рекламными компаниями, институтами, занимающимися соцопросами и так далее.

Наверняка вы хоть раз в жизни уже побывали респондентом. Например, вы участвовали в переписи населения, отвечали на вопросы мини-анкет на всевозможных сайтах или хотя бы ставили определенное количество потребительских «звездочек» тому или иному товару, услуге, приложению для смартфона? Поздравляю, вы – респондент!

Где требуются респонденты

Итак, с определением мы разобрались, осталось понять, зачем нужны эти самые респонденты. Различные методы опросов актуальны во многих сферах нашей жизни. Это:

  • Маркетинг. Всевозможные опросы с целью выяснения потребительских интересов и предпочтений – это значимая часть маркетинговой политики любой солидной компании. Представители потребительской аудитории отвечают на вопросы, касающиеся упаковки, названия, дизайна или свойств товара – производитель или продавец получает необходимую информацию, которую может использовать в собственных целях. Качества продукта улучшаются, совершенствуется маркетинговая стратегия – увеличиваются продажи.
  • Социология и политика. Значение опросов населения в социологии переоценить сложно. Мнение людей важно для оптимизации внутренней политики, решения насущных проблем общества и пресечения зарождающихся социальных конфликтов. Всевозможные опросы широко используются в ходе избирательных кампаний, их данными оперируют политтехнологи для формирования имиджа и платформы персон, участвующих в политической борьбе.
  • Научные исследования. Методы опросов широко используются в иных сферах науки – медицине, психологии, юриспруденции и так далее. Словом, там, где объектом изучения является человек.

Нужно понимать, что мнение конкретного человека, как это ни печально, заказчиков опросов интересует мало – им важна обобщенная картина. Главное, чтобы этот человек принадлежал к определенной социальной, национальной, возрастной, профессиональной или иной группе – словом, являлся типичным представителем целевой аудитории.

Типы респондентов

Кем бы ни являлся заказчик исследования (коммерческой компанией, политической партией, общественной организацией и так далее), он предпочтет иметь дело с конструктивным респондентом, то есть, человеком, ясно и четко выражающим собственную позицию. Этот тип респондента является оптимальным, так как дает объективную картину его восприятия.

Во всех пособиях для интервьюеров предписывается по возможности воздерживаться от сотрудничества с застенчивыми (молчаливыми или скрывающими собственную позицию) и деструктивными (агрессивно настроенными) респондентами.

Категорически не рекомендуется привлекать к участию в опросах:

  • лиц, находящихся в неадекватном состоянии,
  • психически больных и глубоко пожилых людей,
  • детей до 14 лет (без согласия родителей),
  • родственников, друзей, знакомых интервьюера,
  • специалистов по рекламе, маркетингу, социологии.

По сути, стать респондентом может любой желающий, не имеющий ограничений по возрасту и степени вменяемости.

Методы опросов

Типы опросов

Можно выделить три основных типа опросов:

  • Интервью. При этой форме опроса интервьюер взаимодействует с респондентом лично: очно в реале, по телефону, в текстовом или видеочате. Интервью берут на дому, на рабочем месте, в месте проведения каких-либо мероприятий или просто на улице.
  • Анкетирование. Формируются опросные листы (анкеты) и предоставляются участникам в печатном или электронном виде. Это куда менее трудоемкий и более экономичный вид исследования, нежели интервьюирование. Он позволяет охватить значительную часть аудитории и работать с огромными массивами информации. Однако есть и недостатки: зачастую респонденты заполняют анкеты, прямо скажем, спустя рукава – по-быстрому и необъективно.
  • Фокус-группы. Это группы представителей целевой аудитории, взаимодействующие друг с другом лично в ходе обсуждения объекта исследования. Обычно организаторы исследований набирают группы по 6-10 человек, отводят под их работу отдельные помещения и ведут видеозапись. За ходом обсуждения следит модератор, направляя его в нужное русло и регулируя активность участников.

Участие в онлайн-опросах за вознаграждение

За участие в опросах можно получать определенное вознаграждение. Для этого достаточно зарегистрироваться на любом из сайтов-опросников, специализирующихся на проведении всевозможных онлайн-анкетирований.

Список опросников достаточно широк, но я рекомендую начинать с наиболее крупных и популярных – YouThink, Анкетка, Survey Harbor, Toluna, Surveys.su и так далее. Оптимально сразу регистрироваться на 3-5 площадках – чем их больше, тем значительнее число приглашений для участия в опросах, а значит, весомее заработок.

Один раскрученный ресурс способен принести в месяц до 10 опросов (обычно меньше), стоимость одной анкеты варьируется в пределах от 40 до 150 рублей (в зависимости от количества вопросов).


Что нужно делать? Последовательно выполняем действия:

  • Заводим кошельки в популярных ЭПС (я рекомендую Вебмани, Яндекс.Деньги, Пейпал).
  • Регистрируем адрес электронной почты (позже на емейл будут приходить извещения о доступных опросах).
  • Изучаем список опросников. Необходимо ознакомиться с правилами, опциями и выбрать оптимальные лично для себя варианты.
  • Регистрируемся на выбранных площадках. Просто введите общие данные, затребованные системой.
  • Заполняем профиль. Это требуется для того, чтобы система могла отбирать подходящие для вас анкеты.
  • Ждем извещений. Извещения о доступных опросах будут появляться в личном кабинете и в электронном п/я.
  • Отвечаем на вопросы. Ничего не пропускаем, отвечаем честно и до конца. Помните: ваши личные данные разглашению не подлежат, информация используется в обобщенном виде.

Участвуя в платных опросах в качестве респондента, вы не только получаете материальное вознаграждение, но и реально помогаете улучшить качество товаров, которыми будет пользоваться масса людей. В том числе, и ваши близкие!

Анатолий Волошин/ автор статьи

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: