Приветствую всех, кто нашел время и желание для посещения моего ресурса! Тема нашей сегодняшней беседы напрямую перекликается с тематикой моего блога, посвященного участию во всевозможных опросах. Я решил рассказать вам, кто такой респондент, и чем занимается сия «загадочная» личность с непонятным названием.
Вы наверняка слышали этот термин с экранов телевидения или читали в сетевых публикациях. Однако возможно, значение этого понятия осталось за рамками вашего восприятия. В конце концов, все знают, кто такой корреспондент – журналист или человек, пишущий письма. Быть может, респондент – это нечто близкое? Разбираемся в терминологии.
Определение понятия
Корни рассматриваемого нами термина лежат в латинском языке – responsum по-латыни обозначает «ответ». Следовательно, респондент или respondent – это человек, отвечающий на какие-то вопросы, проще говоря – участник опроса. Второй участник диалога – это интервьюер, то есть, человек, который эти вопросы респонденту задает.
Персона интервьюера может быть как явной, так и обезличенной. Например, при проведении интернет-опросов в качестве интервьюера выступает система. Она служит связующим звеном между респондентом и заказчиками опросов – коммерческими организациями, рекламными компаниями, институтами, занимающимися соцопросами и так далее.
Наверняка вы хоть раз в жизни уже побывали респондентом. Например, вы участвовали в переписи населения, отвечали на вопросы мини-анкет на всевозможных сайтах или хотя бы ставили определенное количество потребительских «звездочек» тому или иному товару, услуге, приложению для смартфона? Поздравляю, вы – респондент!
Где требуются респонденты
Итак, с тем, что означает слово «респондент» мы разобрались, осталось понять, зачем они нужны. Различные методы опросов актуальны во многих сферах нашей жизни. Это:
- Маркетинг. Всевозможные опросы с целью выяснения потребительских интересов и предпочтений – это значимая часть маркетинговой политики любой солидной компании. Продавцам важно знать, являются ли их товары качественными по мнению потребительской аудитории. Производитель или продавец получает необходимую информацию, которую может использовать в собственных целях. Качества продукта улучшаются, совершенствуется маркетинговая стратегия – увеличиваются продажи.
- Социология и политика. Значение опросов населения в социологии переоценить сложно. Мнение людей важно для оптимизации внутренней политики, решения насущных проблем общества и пресечения зарождающихся социальных конфликтов. Всевозможные опросы широко используются в ходе избирательных кампаний, их данными оперируют политтехнологи для формирования имиджа и платформы персон, участвующих в политической борьбе. В ходе социологических исследований такого типа опрашивается масса респондентов, однако вознаграждения они обычно за это не получают.
- Научные исследования. Методы опросов широко используются в иных сферах науки – медицине, психологии, юриспруденции и так далее. Словом, там, где объектом изучения является человек.
Нужно понимать, что мнение конкретного человека, как это ни печально, заказчиков опросов интересует мало – им важна общая статистика. Главное, чтобы этот человек принадлежал к определенной социальной, национальной, возрастной, профессиональной или иной группе – словом, являлся типичным представителем целевой аудитории.
Типы респондентов
Кем бы ни являлся заказчик исследования (коммерческой компанией, политической партией, общественной организацией и так далее), он предпочтет иметь дело с конструктивным респондентом, то есть, человеком, ясно и четко выражающим собственную позицию. Этот тип респондента является оптимальным, так как дает объективную картину его восприятия.
Во всех пособиях для интервьюеров предписывается по возможности воздерживаться от сотрудничества с застенчивыми (молчаливыми или скрывающими собственную позицию) и деструктивными (агрессивно настроенными) респондентами. Доля таких участников должна быть сведена к минимуму.
Категорически не рекомендуется привлекать к участию в опросах людей со следующими характеристиками:
- лиц, находящихся в неадекватном состоянии,
- психически больных и глубоко пожилых людей,
- детей до 14 лет (без согласия родителей),
- родственников, друзей, знакомых интервьюера,
- специалистов по рекламе, маркетингу, социологии.
По сути, стать респондентом может любой желающий, не имеющий ограничений по возрасту и степени вменяемости.
Методы опросов
Можно выделить три основных типа опросов:
- Интервью. В интервью опрашивающий взаимодействует с респондентом лично: очно в реале, по телефону, в текстовом или видеочате. Интервью берут на дому, на рабочем месте, в месте проведения каких-либо мероприятий или просто на улице. Обращение к конкретному человеку индивидуально отнимает достаточно много времени.
- Анкетирование. Формируются опросные листы (анкеты) и предоставляются участникам в печатном или электронном виде. В анкете указан четкий перечень вопросов. Метод письменного опроса – куда менее трудоемкий и более экономичный вид исследования, нежели интервьюирование. Он позволяет охватить значительную часть аудитории и работать с огромными массивами информации. Однако есть и недостатки: зачастую респонденты заполняют анкеты, прямо скажем, спустя рукава – по-быстрому и необъективно.
- Фокус-группы. Это группы представителей целевой аудитории, взаимодействующие друг с другом лично в ходе обсуждения объекта исследования. Обычно организаторы исследований набирают группы по 6-10 человек, отводят под их работу отдельные помещения и ведут видеозапись. За ходом обсуждения следит модератор, направляя его в нужное русло и регулируя активность участников.
Участие в онлайн-опросах за вознаграждение
За участие в опросах можно получать определенное вознаграждение. Для этого достаточно зарегистрироваться на любом из сайтов-опросников, специализирующихся на проведении всевозможных онлайн-анкетирований.
Список опросников достаточно широк, но я рекомендую начинать с наиболее крупных и популярных – Экспертное Мнение, Profi Online Research, YouThink, Анкетка, Survey Harbor, InternetOpros и так далее. Оптимально сразу регистрироваться на 3-5 площадках – чем их больше, тем значительнее число приглашений для участия в опросах, а значит, весомее заработок.
Один раскрученный ресурс способен принести в месяц до 10 опросов (обычно меньше), стоимость одной анкеты варьируется в пределах от 40 до 150 рублей (в зависимости от количества вопросов).
Что нужно делать? Последовательно выполняем действия:
- Заводим кошельки в популярных ЭПС (я рекомендую Вебмани, Юмани, Пейпал).
- Регистрируем адрес электронной почты (позже на емейл будут приходить извещения о доступных опросах).
- Изучаем список опросников. Необходимо ознакомиться с правилами, опциями и выбрать оптимальные лично для себя варианты.
- Регистрируемся на выбранных площадках. Просто введите общие данные, затребованные системой.
- Заполняем профиль. Это требуется для того, чтобы система могла отбирать подходящие для вас анкеты.
- Ждем извещений. Извещения о доступных опросах будут появляться в личном кабинете и в электронном п/я.
- Отвечаем на вопросы. Ничего не пропускаем, отвечаем честно и до конца. Помните: ваши личные данные разглашению не подлежат, информация используется в обобщенном виде.
Участвуя в платных опросах в качестве респондента, вы не только получаете материальное вознаграждение, но и реально помогаете улучшить качество товаров, которыми будет пользоваться масса людей. В том числе, и ваши близкие!