Кто такой опросчик: суть деятельности, обязанности и профессиональные качества

Приветствую, уважаемые гости моего ресурса! Сегодня мы продолжим знакомство с опросами во всех проявлениях и людьми, тем или иным образом связанными с анкетированиями. В этой статье я хочу рассказать вам о том, кто такой опросчик, чем занимается этот человек, как апробировать собственные силы в этом виде деятельности.

Тема эта несложная, но она основывается на знании других понятий, связанных с анкетированием. Так что я постараюсь дать вам общее представление об этом виде деятельности, а далее можно либо этим удовольствоваться, либо заняться самообразованием. Благо, источников информации сейчас предостаточно!

Кто такой опросчик

Содержание деятельности

Согласно здравому смыслу и определению словарей, опросчик – это человек, проводящий опросы, то есть, задающий вопросы другим людям, именуемым респондентами.

От того, что вы будете расспрашивать близких людей о здоровье либо успехах в труде, опросчиком вы, разумеется, не станете – это просто частная беседа без особых целей. А вот если вы будете действовать по определенному плану, согласно конкретного списка вопросов, опрашивая совершенно посторонних людей – вот это будет опросом, вы, соответственно, опросчиком, а отвечающий – респондентом.

Хочу сразу предупредить: вряд ли на сайтах-агрегаторах вакансий вы найдете хоть одно объявление со словами «требуется опросчик». Дело в том, что слово это устаревшее, ныне использующееся исключительно в разговорной речи.

В профессиональной среде опросчики давно именуются интервьюерами – они занимаются преимущественно устными опросами. И такие люди требуются во многих сферах нашей жизни. А люди, занимающиеся распространением анкет, чаще именуются анкетерами – по сути, они не задают вопросы, а лишь предлагают аудитории ответить на них письменно, а затем собирают заполненные бланки.

Это не догма: в реальной жизни сложно различить понятия «анкетер» и «интервьюер». По сути, различия состоят лишь в форме общения, но с появлением интернета эти грани постепенно стираются.

В качестве примера можно привести разнообразные онлайн-площадки, где проводятся всевозможные опросы (преимущественно маркетинговые). Персона опросчика там стерта: по сути, им является собственно ресурс-опросник, где заказчик исследования размещает заказ.

Люди, зарегистрированные на площадке, получают уведомления о размещенных опросах и заполняют анкеты. Какой у них интерес? Деньги, товары, бонусы, скидки в популярных интернет-магазинах – словом, деятельность онлайн-респондентов каким-либо образом вознаграждается.

Несмотря на популяризацию подобных ресурсов (YouThink, Анкетка, Iberia System, Экспертное Мнение – их количество превышает несколько десятков), персональные опросы и очное анкетирование по-прежнему востребованы. А это значит, что опросчики точно не останутся без работы!

Где требуются опросчики?

Опросчики (точнее, интервьюеры или анкетеры) востребованы во многих областях нашей жизни. Прежде всего, они требуются для социологических исследований: они собирают информацию для статистики. Участвовали в переписи населения? Так вот: наверняка вы встречались с опросчиком, который задавал вам множество общих вопросов обо всем на свете.

Вторая необозримая сфера, где заняты опросчики – это маркетинговые исследования. Производителям интересно мнение потребительской аудитории об их товарах и услугах, и они проводят (или заказывают) маркетинговые исследования различных видов.

Одним из базовых методов маркетинговых исследований являются опросы. Они проводятся среди представителей целевой аудитории и могут касаться чего угодно: от слогана компании до упаковки продукта. Сбором информации для этих исследований занимается опросчик, а точнее – интервьюер или анкетер, в зависимости от формы исследования.

Что делает опросчик

Профессия опросчик

Итак, содержание деятельности опросчика выглядит следующим образом:

  • Получение опросных листов (анкет) и технического задания. Опросчик получает информацию о месте и форме проведения опроса, а также бланки анкет либо опросные листы. Интервьюер не участвует в составлении анкеты – это делают маркетологи, социологи и так далее (в зависимости от вида исследования). Задача опросчика – донести вопросы в устном или письменном виде до аудитории.
  • Проведение опроса либо анкетирования. Устный опрос может проводиться по телефону, прямо на улице, в торговом центре или кинотеатре, с выездом по конкретным адресам и так далее. Письменное анкетирование проводят преимущественно в специально подготовленных помещениях, где собирают представителей целевой аудитории. Например, это может быть актовый зал школы, где анкетируют родителей, либо офис компании, куда привлекают представителей потребительской аудитории.
  • Отчет. После проведения опроса в любой форме интервьюер или анкетер предоставляет отчет о проведенном исследовании. Подведением итогов, а тем более, их анализом, он не занимается – это работа для специалистов более высокой квалификации.

Словом, работа опросчика достаточно интересная и даже слегка творческая, хотя инициатива в данной области должна идти позади объективности.

Необходимые профессиональные качества

Опросчику необходимы следующие общечеловеческие и профессиональные качества:

  • Коммуникабельность. Нужно уметь находить подход к самым разным людям, порой совсем не жаждущим общения. Речь интервьюера должна быть грамотной, однозначно понятной, без слов-паразитов. Хороший опросчик должен располагать к общению, но никоим образом не подталкивать респондента к какому-либо ответу. А высказывать свое мнение и вовсе недопустимо!
  • Знание основ психологии. Задача хорошего интервьюера – разговорить любого человека. Это значит, что нужно соответствовать образу достойного собеседника для любой целевой аудитории. А для этого необходимо владеть основами психологии.
  • Стрессоустойчивость. Далеко не все люди с готовностью отвечают на вопросы, особенно если их просят об этом на улице совершенно незнакомые люди. Иногда можно нарваться на грубость, но отвечать соответствующим образом категорически запрещается!
  • Опрятный и нейтральный внешний вид. Интервьюер должен выглядеть, так сказать, среднестатистически: чистая одежда делового или городского стиля, никаких аксессуаров, определяющих принадлежность к какой-либо субкультуре.
  • Хорошая физическая форма. Если вы считаете, что целый день опрашивать людей – это просто, то глубоко ошибаетесь. Для этого нужна хорошая физическая форма и выносливость.

Нельзя сказать, что эта работа требует высочайшей квалификации и глубочайших профессиональных компетенций. Небольшие компании нанимают для различных опросов абсолютно случайных людей, хоть более-менее обладающих вышеперечисленными качествами.

Наиболее часто в качестве опросчиков работают студенты, преимущественно – будущие социологи и маркетологи. Таким образом они изучают будущую профессию с самых «низов», постепенно продвигаясь вверх.

Спасибо, что уделили время чтению моей публикации! Надеюсь, что вы узнали много нового об очередной профессии, связанной с опросами.

Анатолий Волошин/ автор статьи

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: