Анкета – что это такое, для чего нужна, структура, виды вопросов и каналы распространения

Добрый день, уважаемые гости моего блога! Сегодня я хочу продолжить разговор о различных видах опросов и рассказать вам, что такое анкета. Вы уже наверняка сталкивались с этим понятием и имеете представление о предмете беседы, однако углубить знания никогда не помешает.

Из моей публикации вы узнаете о том, какие бывают анкеты и зачем они нужны в различных сферах нашей жизни. Я расскажу вам о правилах составления опросников и их примерной структуре, а также дам общую информацию о вопросах, которые могут быть в них включены. Итак, поехали!

Анкета – что это такое

Содержание понятия

С анкетами мы сталкиваемся постоянно: мы их заполняем при всевозможных соцопросах, оформлении на работу и даже посещении врача. Любой опрос по типовому плану – это анкетирование, а значит, в нем присутствуют анкеты.

Согласно определению, анкета (или опросник) – это набор вопросов, который позволяет собрать данные для систематизации. Ее структура и наполнение определяется целью исследования.

Человек, проводящий анкетирование, именуется анкетером или интервьюером, а отвечающий на вопросы – респондентом или информантом. Анкеты могут быть анонимными или персонифицированными, но данные используются в обобщенном виде. Правильно составленные опросники обрабатываются очень легко, что позволяет получить и систематизировать данные с минимальными затратами.

Анкету следует отличать от теста. Она позволяет собирать общие данные о человеке (его социальном положении, предпочтениях, мнении о чем-либо) и не требует от респондента специальных знаний. А тест – это именно проверка знаний, возможностей и навыков в какой-либо сфере.

Сфера применения

Различные виды анкет нашли широкое применение практически во всех областях деятельности человека. Но наиболее часто они встречаются в:

  • Социологии. Анкеты на классических бланках – один из самых популярных инструментов для социологических исследований. При этом можно исследовать как картину общества в целом (например, при переписи населения), так и отдельных его слоев, отсортированных по различным признакам (род занятий, пол, геолокация и так далее).
  • Маркетологии. Маркетинг неразрывно связан с социологией. Анкеты применяются как учеными-маркетологами (для выяснения картины потребительских возможностей и интересов в целом), так и маркетологами отдельных компаний. В последнем случае изучается мнение потребителей о конкретном товаре, бренде, упаковке и так далее.
  • Других сферах, связанных с деятельностью человека. Очень часто анкеты используются в психологии, педагогике, медицине, деятельности эйчаров и так далее. При помощи столь доступного средства можно изучить мнение населения о деятельности коммерческой, государственной или общественной организации и устранить выявленные проблемы.

Структура анкеты

Содержание анкеты

Типовая анкета, издавна использующаяся в социологии, представляет собой бумажный бланк для заполнения. Рассмотрим классический образец, состоящий из нескольких блоков:

  • Служебное поле. В нем размещается общая служебная информация: регион, вид опроса, данные анкетера, дата исследования и так далее. Как правило, это поле заполняется на компьютере, в электронном варианте бланка.
  • Вводная часть. В этой части обычно размещают информацию о целях и задачах исследования, организации, его проводящей, образец заполнения и так далее. Здесь же можно поместить и мотивационную часть: всевозможные бонусы за заполнения бланка. По сути, это связующее звено между интервьюером и респондентом.
  • Тело анкеты. В теле бланка располагаются собственно вопросы, на которые отвечает информант. Они должны располагаться логично, от общего к частному, от простого к более сложному. Считается, что заполнение бланка должно занимать не более 40 минут (иначе внимание респондента рассеется), поэтому желательно провести предварительный хронометраж.
  • Классификационная часть. Этот блок зачастую именуют паспортичкой. В нем содержатся данные об информанте. Как правило, он не содержит запроса указать ФИО и другие личные данные, нужна лишь общая информация: пол, возраст, семейное положение, род занятий и так далее. Паспортичка обязательно включает благодарственную фразу за участие в исследовании.

Какими бывают вопросы?

Перечень и структура вопросов для анкеты определяется целями исследования. Составлением опросников занимаются, как правило, специалисты: социологи, маркетологи, психологи и так далее.

Требования к вопросам очень жесткие. Они должны быть сформулированы очень четко и грамотно, быть понятными среднестатистическому информанту, не допускать двоякого толкования и не содержать психологических триггеров, могущих послужить подсказками. Имеет значение и логика построения опросника.

По структуре вопросы могут быть:

  • Закрытыми. Респондент может ответить только да/нет/затрудняюсь либо выбрать варианты из предложенных.
  • Открытыми. В данном случае респондент может выразить ответ в письменном виде словом или целой фразой, содержащей развернутый ответ.
  • Полузакрытыми. Информант может выбирать из предложенных ответов, но если ни один из них не подходит, имеется возможность вписать ответ в специально отведенное поле.

Помимо основных (касающихся непосредственно целей исследования) бланк может включать и другие вопросы: буферные (переходные), контрольные (ловушки для проверки истинности ответов), контактные (для установления доверительной атмосферы) и так далее.

Каналы распространения

Существует масса способов распространения анкет, которые и определяют их вид. Традиционные опросники, как правило, распространяются лично: анкетирование проводится в местах наибольшей концентрации ЦА: по месту работы (в общем помещении) или досуга, в торговых центрах, спортзалах и кинотеатрах, поликлиниках и школах и так далее. Это раздаточное анкетирование, которое, как правило, бывает групповым.

В некоторых случаях анкетеры приезжают по месту жительства представителей ЦА или рассылают бланки по почте (или бросают в почтовые ящики), а в наши дни нередки и опросы в мессенджерах. Кроме того, анкетирование может проводиться и по интернету.

Интернет-анкетирование

Заполнение анкет в интернете

Абсолютно все пользователи интернета неоднократно заполняли всевозможные анкеты. В частности, они широко используются во всех формах авторизации в браузерах, ПС, соцсетях и других ресурсах.

Всевозможные внутренние формы широко используются в соцсетях (во многих есть даже специальная кнопка типа «Создать опрос»). А владельцы сайтов часто используют это нехитрое средство для удержания внимания посетителей. Заполни анкету и узнай, кем ты был в прошлой жизни – интересно же!

Большинство сетевых опросников заполняется либо в обязательном порядке (регистрация) или по велению души (развлечение или желание обозначить собственную позицию).

Однако у каждого пользователя интернета есть возможность поучаствовать в анкетировании за деньги. В сети есть десятки площадок-опросников типа Survey Harbor, YouThink, Анкетка, Экспертное Мнение и иже с ними. Они готовы платить реальные деньги за заполнение анкет или поощрять пользователей другими способами (бонусы, скидки, товары и так далее).

Заказчиками опросов обычно выступают маркетинговые агентства и частные компании, реже – государственные и общественные организации. Им интересно мнение пользователей относительно конкретных вопросов: компаний, товаров, услуг, общественных явлений и так далее.

Для того чтобы высказать свое мнение и получить небольшое, но приятное вознаграждение, нужно зарегистрироваться на любой из площадок-опросников (или на нескольких: чем их больше, тем доходнее) и заполнить профиль.

Информация о доступных опросах будет приходить в личный кабинет и на почту. Все предельно просто: вы заполняете электронную анкету, денежка поступает к вам на баланс, вы копите минимальную сумму и выводите ее любым из предусмотренных функционалом площадки способом.

Ну вот, теперь вы узнали, какой может быть анкета и где с ней можно повстречаться в повседневной жизни. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Анатолий Волошин/ автор статьи

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: