Рад приветствовать всех, кто нашел время на посещение моего сайта! Сегодня мне хотелось бы рассказать вам, кто такой информант. Я дам расширенную трактовку этого понятия, расскажу об отличиях (действительных или мнимых) от респондента, раскрою сферу применения этой социальной роли.
Вряд ли на другом ресурсе вы найдете столь развернутый ответ на вопрос, поставленный в заголовке и наверняка заданный вами в поисковой строке. Надеюсь, моя информация покажется вам интересной и вы будете в дальнейшем заглядывать на огонек моего сайта.
Трактовка понятия в различных сферах
Слово «информант» не слишком типично для русского языка. Оно произошло от английского «the informant», которое употребляется для обозначения конкретного человека, поставляющего какую-либо информацию. На русский оно обычно переводится как «информатор».
Итак, в соответствии с исконным значением, информатором или информантом называют персону, предоставляющую внутреннюю информацию об организации или компании. По сути, это инсайдер, сливающий данные, не подлежащие разглашению, на сторону (за деньги или по любым другим соображениям).
Теперь давайте разбираться, кого называют информантом в других областях нашей жизни.
Мы уже разобрались, что информант – это лицо, предоставляющее какую-либо информацию в широком смысле. Этот термин более всего прижился в социологии: там так называют людей, участвующих в исследованиях и отвечающих на вопросы на заданные темы. Используется он и в иных отраслях, например, в:
- социолингвистике (как правило, при проведении исследований языков и диалектов);
- психологии (при опросе пациентов об ощущениях, эмоциях, ассоциациях и так далее);
- маркетологии (при исследованиях, проводящихся с целью изучения потребительского спроса, качества продуктов, популярности брендов и тому подобными).
В общем, если вы отвечаете на вопросы в анкете для родителей в школе либо участвуете в опросе, проводящемся поликлиникой, вас с полным правом можно назвать информантом. Это роль, которую каждый из нас примерял на себя хотя бы несколько раз в жизни.
Информант и респондент – есть ли разница?
Любые опросы, анкетирования и прочие методы исследований в социологии и маркетинге предусматривают участие минимум двух сторон. Это представитель организатора исследования (анкетер, интервьюер, модератор фокус-группы) и приглашенный участник.
В отношении приглашенных участников обычно применяются два термина: «респондент» и «информант». Некоторые специалисты разграничивают эти понятия в зависимости от методов.
Например, при количественных исследованиях чаще применяют термин «респондент». От него не требуется развернутых ответов на вопросы. Респондент, как правило, отвечает на конкретные вопросы однозначно: «да», «нет», «затрудняюсь ответить» или просто ставит галочки в соответствующих позициях.
Такая информация обрабатывается предельно просто и дает количественные данные без подробностей. Например, при опросе или анкетировании респондент на вопрос «Есть ли у вас автомобиль?» ответит «Нет» или «Да». В результате обработки ответов получится чистая статистика, например, сколько жителей города располагают личным автотранспортом.
А вот вопрос «Какой марки ваш автомобиль?» предполагает не однозначный ответ, а развернутый. Он дает некую информацию, которая может быть использована для получения не только для количественных, но и качественных данных. Поэтому человека, участвующего в таком исследовании, более правильно называть информантом.
Все различия между этими терминами лежат преимущественно в области семантики (то есть, смысловой нагрузки). В социологии и маркетинге особого различия между ними не делается: это практически абсолютные синонимы.
Роль в социологических и маркетинговых исследованиях
Проведение любых социологических и маркетинговых исследований невозможно без участия информантов (респондентов). Их набирают и опрашивают по-разному: в местах наибольшей дислокации, по месту работы или жительства, по телефону, в интернете – вариантов масса.
Социологи при помощи опросов, анкетирования, интервьюирования в различных форматах получают массу данных, необходимых для составления картины общества в целом и отдельных его слоев, отобранных по различным признакам (пол, возраст, социальный статус, род занятий, геолокация и так далее).
Аналогичные методы используются и при маркетинговых исследованиях. Деятельность информантов может дать ответы на широчайший спектр вопросов, касающихся:
- образа среднестатистического представителя целевой аудитории;
- характеристик продукта (товара или услуги);
- презентабельности и удобства упаковки;
- слогана, названия, бренда;
- востребованности товара у конкретной целевой аудитории и так далее.
Участвуя в маркетинговых исследованиях, мы помогаем компаниям улучшать качества товаров и получать от них именно то, что хотим, за приемлемые деньги. Производители и продавцы продуктов получают большую прибыль, мы – достойные продукты. Всем хорошо!
Информант и онлайн-опросы
Информант – это не профессия, а социальная роль, которую время от времени примеряет на себя каждый из нас. Тем не менее, любой желающий может получить деньги за информацию, причем это никак не связано с инсайдерством или промышленным шпионажем.
Существуют специальные площадки, часто именуемые онлайн-опросниками. Зарегистрировавшись на подобном ресурсе и заполнив профиль, вы получите доступ к опросам, за которые платят реальные деньги.
Заказчиками опросов выступают преимущественно маркетологи и социологи, которых реально интересует мнение пользователей относительно темы исследования.
Информация о доступных опросах приходит на электронную почту и отображается в личном кабинете. Время участия ограничено, поэтому информантам приходится поторопиться, чтобы не пропустить интересный и высокооплачиваемый опрос.
Большинство анкетирований рассчитано на 20-40 минут вашего времени. За один опрос можно заработать 20-60 рублей, но встречаются и более финансово привлекательные предложения. Да, заработок онлайн-информанта невелик, но и никакой квалификации или интеллектуальных усилий эта работа не требует.
Надеюсь, после прочтения этой публикации вы получили развернутое понятие о термине «информант» и его значении в маркетологии, социологии и других сферах деятельности человека.